+
-
+
-
+
|
|
|
+
-
+
-
+
}
}
}
}
}
}
}
}
}
}
}
|
-Техника--
-Уроки--
-Иллюстрации--
-Статьи--
-Видео--
-Скачать--
-Клуб--
-Форум--
-Гостевая--
-Ссылки--
-О проекте--
- - - -
{
{
{
{
{
{
{
{
{
{
{
|
Экспериментальный основной боевой танк "Объект 187"

"Объект 187" принадлежит к числу наименее известных широкой публике - в силу высокой степени засекреченности - изделий советского танкопрома. Задуманный в качестве перспективного танка "переходного поколения", призванного полностью ликвидировать отставание по ТТХ линейки производившихся на УВЗ ОБТ, вместив в себе передовые системы и конструкционные решения и лишившись многих традиционных недостатков всех советских танков, и в то же время предназначенный стать лишь временным решением до создания принципиально новой боевой платформы, "Объект 187" появился в тяжелый для отечественных Вооруженных сил период и в итоге пал жертвой обстоятельств - сокращения финансирования и системного кризиса в армии, сопровождавших развал Советского Союза.
В середине 80-х гг. обозначились серьезные проблемы в отечественном танкопроме. Хотя принятый на вооружение в 1985 г. Т-80У оставил далеко позади современные ему зарубежные танки по многим ТТХ, мощностей Ленинградского Кировского, Харьковского и подключавшегося к производству Омского заводов не хватало для обеспечения потребности армии в новых танках; укомплектование ими даже элитных войсковых соединений, размещенных на территории государств ОВД, было по существу сорвано. А на крупнейшем предприятии отрасли - Уралвагонзаводе - в эти годы выпускались гораздо менее совершенные Т-72Б. Требовалась разработка нового танка, равного или превосходящего Т-80У по комплексу характеристик и соответствовавшего возможностям производства на УВЗ.
Работы по новому танку стартовали во 2-й половине 1980-х гг. в рамках программы "Совершенствование-88" и отличались масштабностью: в создании машины, получившей ориентировочное обозначение Т-90, приняли участие УКБТМ (со стороны которого ведущую роль в ОКР сыграли В. Поткин и Ю. Кондратьев), СКБ-2, НИИСтали, ОКБ "Спецтехника", КБ Приборостроения, ГСКБД вместе с рядом других ключевых в танковой промышленности организаций. Специально для нее был создан ряд новых агрегатов и подсистем, перепроектирована схема защиты, предназначены новые технологии производства.
Первый опытный образец танка был построен, ориентировочно, в 1989 г. За ним последовал выпуск еще до 10 прототипов, прошедших заводские испытания и направленных для всестороннего тестирования на полигон НИИБТТ в Кубинке. Испытания продолжались до середины 90-х гг., когда программа была сначала приостановлена, а затем полностью свернута.

Конструкция "Объекта 187" в общих чертах основывалась на ОБТ Т-72Б разработки 1985 г., однако суммарный объем преобразований оказался столь значителен, что в результате была создана машина с принципиально более высокими характеристиками. Фактически, с Т-72Б ее объединяли лишь классическая компоновка, конструкция ходовой части и автомата заряжания.
Лобовая деталь корпуса полностью изменилась по сравнению с предшествовавшими советскими танками: корпус удлинялся приблизительно на 400 мм, вследствие чего габарит брони вырос до 900 мм или более, а угол склонения ВЛД незначительно уменьшился - с 68 до 60-65 градусов. Тем самым бронирование корпуса заметно усиливалось (помимо увеличения приведенной толщины, существенно модернизировался состав броневого композита) и, что не менее важно, устранялся сохранившийся со времен Т-64 изъян - если прежде проходившая прямо через ВЛД шахта люка механика-водителя сильно снижала стойкость (вплоть до того, что отдельные зоны в районе смотровых приборов пробивались даже 30-мм БТС), то на "Объекте 187" люк удалось сместить на крышу отделения управления. Нижняя лобовая деталь также имела улучшенную защиту, в том числе за счет ДЗ.
Впервые на советском ОБТ устанавливалась сварная башня, прототип которой, вместе с прообразами башни Т-90А и Т-84, был подготовлен в НИИСТали в конце 80-х гг. и дорабатывался в Нижнетагильском КБ. Согласно патенту, она отличалась большой физической толщиной брони - от 650 до 950 мм, высоким удельным содержанием спецбронирования - до 60%, удачным баллистическим профилем (в частности, ее борт в пределах углов безопасного маневрирования был в принципе недосягаем для обстрела) и увеличенным внутренним объемом, но вместе с тем довольно значительной ослабленной зоной в центре. Структура спецбронирования полностью изменилась по сравнению с Т-72Б, хотя подробности остаются неразглашенными (не исключено, что использовались отражающие листы усовершенствованного типа, керамические вставки или даже сплавы высокой плотности на основе урана). От башни современного варианта Т-90 эта башня отличалась более просторным боевым отделением.
"Объект 187" комплектовался модульной встроенной динамической защитой. По имеющимся сведениям, она могла представлять из себя ранний вариант УДЗ 3-го поколения "Реликт" и гораздо превосходить прежнюю ВДЗ "Контакт-5" по противоснарядной защите. Впрочем, следует отметить и довольно неудачное перекрытие ДЗ проекции танка, оставлявшее немало баллистических окон, хотя серийная спецификация, вероятно, смотрелась бы в этом смысле лучше. Вместо стандартных резинометаллических секций борта корпуса прикрывались решетчатыми экранами и контейнерами ДЗ. Как и принятый на вооружение двумя годами раньше командирский Т-80УК, танк оборудовался комплексом оптико-электронного противодействия/системой постановки аэрозольных завес "Штора-1".
В результате реализации на "Объекте 187" перечисленного комплекса мер боевая масса машины выросла до 50 тонн. На момент создания (и, в потенциале, до сих пор) 187-й являлся самым защищенным танком 3-го поколения в мире.

Усилением бронирования усовершенствования не ограничились. В качестве основного вооружения танк получил 125-мм гладкоствольное орудие высокой баллистики 2А66 (Д-91Т), созданное на основе 2А46М как переходный вариант между Д-81Т и 125-мм пушкой нового поколения 2А82. Дульная энергия 2А66 увеличилась настолько, что потребовалась установка двухщелевого дульного тормоза. Поскольку длина ствола не изменилась по сравнению с 2А46, следует полагать, что баллистика возросла за счет модификации казенника - увеличения объема каморы под более мощную гильзу, а также повышения жесткости ствола. Точные ТТХ орудия не раскрыты. В боекомплект должен был войти разрабатываемый по теме "Анкер" оперенный бронебойный подкалиберный снаряд 3БМ39 с коэффициентом удлинения более 20 - урановый ОБПС-моноблок, с новым отделяемым поддоном: если предыдущие снаряды имели примитивное ведущее устройство в виде одиночной контактной катушки (вторым центрующим элементом служило оперение с калиберным размахом, крайне неудачное с точки зрения аэродинамики и изнашивающее ствол), "Анкер" получил ВУ, состоящее из калиберной и легкой композитной подкалиберной катушек; последняя имела *-образное сечение. При этом оперение выполнялось из легких сплавов и размахом в разы меньше калибра. Кроме того, орудие могло использовать всю номенклатуру созданных раннее 125-мм снарядов. Есть также сведения о проектировании для 2А66 новой ТУР (возможно, развитие темы "Агона"), но проверке они не подлежат.
Недостатком Т-72Б, за исключением моделей последних серий, была неавтоматизированная система управления огнем - отсутствовал интегрированный с атмосферными и иными датчиками баллистический компьютер, вместо него стоял баллистический поправочник, дневной прицел отличался очень посредственными показателями. На "Объекте 187" эту проблему решили посредством установки СУО 1А45Т, общей с Т-80У/УК. Таким образом, тагильский ОБТ превзошел по дневным возможностям СУО даже некоторые зарубежные образцы - в частности, М1А1/М1А1НА.
На прототипах "Объекта 187" отрабатывалось несколько типов силовой установки. В их числе состоял традиционный V-образный дизель В-84 мощностью 840 л. с., к тому времени довольно устаревший и придававший 50-тонному танку недостаточную удельную мощность. Другим вариантом был разработанный на Барнаульском заводе 1000-сильный V-образный КД-34 с газотурбинным наддувом, который, однако, также не отвечал тактико-техническим требованиям: из-за увеличения высоты МТО разворот башни затруднялся. На одном из экспериментальных танков, возможно, был смонтирован газотурбинный ГТД-1250. Наконец, последней из апробированных силовых установок стал 1200-сильный Х-образный дизель 2В-12-2 или 2В-16-2. Первые эскизно-проектировочные работы над Х-образными двигателями (т. е. спаркой V-образных, работающих на один вал) были выполнены челябинским ГСКБД еще на рубеже 1960-х - 70-х гг. и в конце 80-х привели к созданию 16- и 12-цилиндровых четырехтактных силовых установок. Этот двигатель отличался компактностью вследствие малого рабочего объема цилиндров - на 13-40% меньше по сравнению с серией В-2/В-84, высокой удельной мощностью, надежностью и простотой демонтажа и замены (на испытаниях она занимала немногим более 1 ч) вследствие объединения двигателя и трансмиссии в единой МТУ. Дизель 2В считался наиболее перспективным для нового танка. Предположительно, трансмиссия могла быть модернизирована за счет установки гидрообъемного механизма поворота (по крайней мере, аналогичная передача испытывалась в связке с Х-образным дизелем на опытном танке "Объект 785" в начале 80-х и рекомендовалась к приему на вооружение в случае с газотурбинными Т-80).
Ходовая часть "Объекта 187" мало отличалась от Т-72Б и состояла из шести пар двускатных алюминиевых опорных катков со стальными ребрами жесткости и трех поддерживающих роликов. Не исключено, что на этом танке ввели унифицированную с Т-80 гусеничную цепь с параллельными РМШ и косыми грунтозацепами.

Сейчас, когда "Объект 187" более не рассматривается как ОБТ для Российской армии, остается лишь сожалеть о несвоевременности создания машины. Вопреки распространенному среди любителей БТВТ мнению о минимальном объеме затрат для УВЗ при переходе с производства Т-72Б на "Объект 187", необходимо признать, что постановка на конвейер машины с полностью модифицированной конструкцией и схемой бронирования, требовавшей выпуска смежными предприятиями новых двигателей, трансмиссий, орудий и даже линейки боеприпасов в тяжелейших условиях начала 90-х гг. обошлась бы с немалыми издержками.
Итак, по результатам испытаний "Объекта 187" ГАБТУ постановило танк на вооружение не принимать, но сконцентрировать усилия на доведении другого нижнетагильского танка - "Объекта 188". Эта машина, спроектированная параллельно с "Объектом 187", представляла из себя лишь модернизацию Т-72Б, включавшую в себя установку СУО 1А45Т и ряд других менее существенных изменений. Первоначально обозначенная как Т-72БУ, она вскоре получила назначенный 187-му индекс Т-90 и с 1992 г. выпускалась для СВ РФ. Учитывая снижение вероятности вооруженного конфликта с НАТО и невозможность поддерживать танковые войска в прежнем боеспособном состоянии, Т-72БУ, разумеется, гораздо лучше подходил для поддержки возможностей производства на Уралвагонзаводе, хотя и вне всяких сомнений уступал по ТТХ своему "старшему брату". Тем не менее, отрадно наблюдать, как постепенно многие конструкционные решения, заготовленные для него, все же реализуются на Т-90: так, с 1999 г. тагильский ОБТ оснащается сварной башней и двигателем мощностью 1000 л. с., а дорабатываемый ныне второй проект модернизации Т-90 с высокой вероятностью включает в себя установку новой версии 2А46М, решетчатых экранов, ВДЗ "Реликт" и некоторых усовершенствований сверх того. Наконец, перспективный ОБТ, известный как "Объект 195", может иметь некоторые схожие с рассматриваемым опытным танком особенности конструкции (например, устройство корпуса).

По информации автора статьи, все прототипы "Объекта 187" в 90-х гг. были вывезены с полигона НИИБТТ; их дальнейшая судьба неизвестна.

В связи с засекреченностью представленного образца БТВТ, модель представляет из себя предположительную реконструкцию. Статья основана на данных из открытых источников.




Использовались материалы:
|
+
-
+
-
+